Россия 2022. Часть шестая. Ульяновск
Ульяновск имеет население двух идеальных городов — около 600 тысяч человек. Родина Ленина основана в 1648 году, как Синбирск, с 1780 имя трансформировали в Симбирск, а после смерти вождя родину назвали в его честь. После развлечения в Казани приехали затемно. Вечером прогулялись, а утром поехали смотреть очень крутой крутой музей авиатехники.
Вид из окошка на закрытый двор.
Гуляем, контрабас по пути.
Заезжали в город вообще под дождём.
Роскошное здание ЦБ РФ.
Коммунистическая партия «Коммунисты России». Руководитель местной ячейки между Марксом, Стариным, Лениным и Энегельсом. Это редкий регион, партия прошла 5% барьер в местный парламент и получила 1 мандат из 36.
Пришли, кушать же хочется.
Чебурек большой Макс заказал.
Вот по такой красоте идём домой. Кстати, Ульяновск живёт +1 час к Москве. Так что фото очень позднее, почти 23 часа по местному.
Однако бодры и веселы.
На утро приехали Ленинский мемориал посмотреть.
А он закрыт!
Ремонт и так далее.
Фигачат прям.
Трамвайчик.
Придётся ехать ещё раз.
Обещали к концу 2022 закончить.
Ещё раз Ильич.
Тут же на площади памятник основателю города — Богдану Хитрово.
Ну ладно, посмотрим хотя бы на Волгу.
Волга тут имеет ширину в 3 километра.
«Ленин» кустиками написано.
Отдохнули глазами.
Ленина площадь.
В общем, расстроили нас.
Дом Советов, даже герб РСФСР сохранён. Сейчас тут Заксобрание области.
Поехали самолёты смотреть. Памятник тридцатилетию Великой Победы.
Спасо-Вознесенский Кафедральный Собор по пути.
Макет самолёта у касс.
На территории!
Энтузиазма пока не так много, просто не знают, куда прибыли.
Снова кроме нас и людей-то особо нет.
И прям сразу выглядит всё круто.
В АН-14 в кабину залезть можно через хвост.
Маршрутка.
Это уже интересно.
Всё аналоговое.
Женька умеет.
Всё настоящее.
Экипаж такого малыша состоит из одного пилота.
Фотографируем его.
Дворнички есть даже.
Предполагалось, что АН-14 заменит АН-2, но не вышло, собрали немногим более 300 штук, эксплуатировали с 1958 по 2002 год при том.
«Пчёлка», вот такое прозвище. Первый полёт АН-14 совершил в 1958 году.
У-2 стоит под навесом. Он же фанерный, весит 725 кило.
Легенда из 1927 года, собрано более 32000 самолётов.
Просто лента в качестве ограждения.
АК-1 собран преимущественно из дерева, ему тоже положено стоять под навесом. Незамысловатый самолётик имеет пустой вес в тонну, крейсерскую скорость в 112 км/ч, первый полёт совершил в 1924 году, серийно не строился.
Мечта.
Вид на двигатель в разрезе.
Тут под самолётами очень зелёная стриженная трава.
М-15 «Бельфегор» — единственный в мире турбореактивный сельскохозяйственный биплан.
Сбоку он вообще смешной.
Женька под крыло проходит.
Л-410 — чехословацкий самолёт, там разработан и там же собран.
Первый полёт в 1969 году.
Интересно, что в 2018 году начали выпускать Л-410 в РФ на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге.
Топаем к вертолетам.
МИ-1 совершил первый полёт через три года после окончания Великой Отечественной.
В 1950 начали эксплуатировать, в 1983 закончили.
Заглядываем.
МИ-8 — легенда, самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире, является самым массовым вертолётом в истории авиации.
Первый полёт совершил в 1961 году, эксплуатация с 1965 года, и завершать её пока не планируют. Собрали более 8000 штук.
МИ-4 начали эксплуатировать в 1953 году.
Был первым военно-транспортным вертолётом Вооружённых сил СССР.
Травкой немного зарос.
Ми-2, как и более крупный МИ-8 с 1965 года пока эксплуатируется, разве что производить его всё же перестали в 1998 году.
Этот борт летал почти 20 лет.
Переходим к самолётам. Первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт 1-го класса межконтинентальной дальности — ИЛ-62. Первый полёт совершил в 1963 году, эксплуатироваться начал в 1967, с 1966 по 2009 собрали 289 штук. Некоторые до сих пор летают.
Подумать только, конкретный экземпляр 1970 года выпуска. Пролетал 15 лет и с 1984 года стоит тут.
Самолётов много, стоят среди поля.
Краска слезает, благо алюминий не гниёт.
Летающая техника красивая, нам нравится.
И травка — хоть в футбол играй.
Женька и Ил-62.
МИ-6 — советский тяжёлый многоцелевой вертолёт. Первый полёт совершил всё в том же 1957 году.
Он даже выглядит тяжелым.
Но в своё время показал скорость полёта более 320 км/ч, что считалось невозможным для вертолёта. Выпущен борт СССР-21868 в 1964 году.
Ил-18 — турбовинтовой пассажирский самолёт, выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе «Знамя труда», расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве.
Ил-18 до появления ИЛ-62 был главным дальнемагистральным лайнером. К тому же неплохо продавался на мировом рынке, из собрали более 100 штук на экспорт.
Туполев ТБ-1 (он же АНТ-4) — первый в мире серийный двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик.
Так и не скажешь, а ведь спроектировали его за 9 месяцев, собрали первый в 1925 году из кольчугалюминия. Списали последний самолёт в 1947 году, тут стоит отреставрированная машина.
Подумать только, какова была сила мысли. Самолет спроектировали, собрали меньше чем за год, без всяких компьютеров и моделирования.
Ту-124 открыт!
Макс быстрее оказался.
У самолёта есть фишка — посадочный щиток под центропланом.
Прикоснулся к истории.
Салончики аскетичные, конечно.
Экипаж состоит из 5 человек.
Ту-124 — это уменьшенная версия Ту-104, самолёт для авиации малой протяженности.
Чертовски здорово сесть вот так в кабину и посмотреть на это всё. И не важно, что понимаешь не так и много.
Максим очень рад.
Всем место нашлось.
Сохранили бы это всё люди, не разбирали на сувениры.
Идем дальше.
Топим!
Вид с трапа Ту-124.
Ту-116 — пассажирская версия серийного бомбардировщика Ту-95М для межконтинентальных полётов представителей высшего руководства СССР. Таких было всего 2 экземпляра.
Летали они с 1958 по 1991 год. Конкретный экземпляр стоит тут с 1996 года.
Красота винтов.
Прям ваще.
ЯК-18Т производили на Смоленском авиационном заводе с 1973 по 1983 годы.
В 1993 году завод возобновил мелкосерийное производство для УВАУ ГА (Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации), собрали 15 штук. Это же не только четырёхместный пассажирский самолёт, но и отличный учебно-тренировочный аппарат.
А вот и Ту-104 — первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге. Первый полёт совершил почти 70 лет назад, в 1955 году.
Ту-114 — турбовентиляторный самолёт, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.Летали самолёты далеко, Москва — Хабаровск, или Москва — Нью-Йорк, например. В Куйбышеве было построено 32 штуки. Интересно, что у въезда в аэропорт Домодедово стоял такой на постаменте, а ещё один 114 стоял на территории Внуковского авиаремонтного завода. Оба были распилены летом 2006 года при реконструкции аэропортов.
То есть если Ту-116 — это просто переоборудованная версия военного бомбардировщика, тут же переработанный самолёт.
Ан-2 — легендарный «Кукурузник». Первый полёт совершил 31 августа 1947 года и летает до сих пор.
Многие аппараты летают более 40 лет, имеют налёт более 20 тысяч часов.
Собрали их по оценкам более 18 тысяч штук, а китайцы собирают до сих пор.
Аэро Л-29 «Дельфин» — чехословацкий учебно-тренировочный самолёт.
Первый серийный реактивный аппарат чехословакии. Самолёт стоял на вооружении кучи стран. Только в СССР обучали на нём в 21 учебном центре.
А вот ещё одна легенда. Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт 1-го класса.
Первый полёт Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, а летом 1969 преодолел звуковой барьер.
Эксплуатировался он мало, с 1975 по 1978 годы. Имел очень много ограничений, вплоть до ресурса по планеру в 500 часов, когда Ту-134 имел ресурс в 55000 часов.
Ил-28 — один из первых самолётов с реактивным двигателем в СССР.
Первый полёт совершил в 1948 году. Применялся широко: как разведчик, торпедоносец, самолёт РЭБ, фронтовой бомбардировщик и даже носитель тактического ядерного оружия. Был крайне надёжен и неприхотлив. За 7 лет производства собрали 6635 штук.
Надо иметь недюжинные мозги, что бы это всё проектировать.
Посчитайте колёса, как говорится.
Красиво, однако.
И даже под самолётом растёт травка.
М101Т — ближнемагистральный пассажирский самолёт, разрабатывался с 1989 ад по 2002 годы. Выпустили таких самолётов всего 26 штук, предполагали их для авиатакси и бизнес применения.
У Ту-134 стоит трап, но закрыто. Производили его в 1966—1989 годах, собрали 854 самолёта.
У Ту-154 тоже трап, и тоже проход закрыт. Это заслуженная модель, её выпускали с 1968 по 2013 годы. Собрано более 1000 штук, и некоторые экземпляры до сих пор в эксплуатации.
Последний советский пассажирский лайнер с поршневыми двигателями — ближнемагистральный ИЛ-14. Первый полёт совершил в 1950 году, последний в 2005.
Не такой выгоревший на солнце Ил-62М.
Задняя часть Ту-154, который летал с 1974 по 2001 год. В 2002 стал тут в музей.
Ил-62М имеет более экономичные и производительные двигатели, от того большую дальность и взлётный вес. Интересная статистика для любителей авиации. Конкретный экземпляр летал 19 лет и 9 месяцев, налетал 11607 часов, а это 49 часов в месяц, 5,4 рейса в неделю, 2,1 часа — средняя продолжительность рейса.
Як-42 разработали в качестве замены устаревшему Ту-134, производили с 1977 по 2003 год, некоторые самолёты до сих пор в эксплуатации. Салон на 120 пассажиров.
Як-40 — турбореактивный самолёт для местных авиалиний. Этот конкретный пролетал 36 лет, есть ещё эксплуатируемые самолёты, несмотря на то, что последний выпустили в 1981 году.
Военно-транспортный самолёт АН-26.
В настоящее время эксплуатируется пассажирская версия АН-26-100, хотя с производства сняли его в 1986 году.
Среднемагистральный ИЛ-86. Собрали их всего 106 штук. Эксплуатировали его с 1980 по 2011 годы.
Мы, кажется, с Олей даже успели полетать на таком. Там была жестокая автоматика, которая стравливала давление в салоне, уж до рези в бровях у меня было. Но летел он здорово, большой же
Завершаем осмотр. Фото с Ту-144.
Крутой аппарат.
Символ былого величия.
МиГ-25 первый полёт совершил в 1964 году, эксплуатироваться начал в 1970 году.
У нас из списали, но вот в странах на букву «А» они в строю: в Армении, Азербайджане и Алжире.
Ил-28 ещё разок.
Конкретно этот АН-2 летал почти 30 лет, с 1967 по 1996 год.
Очень здорово всё.
Место, в которое стоит вернуться.
И даже не переживаешь, что не посмотрел город-то сам.
Исторические вехи гражданской авиации СССР. Тут мне сразу вспомнилась история. Когда-то мы с Серёгой и Ромой втроём поступали в МАИ. Если с физикой и математикой проблем не было, то русский язык мог в теории вызвать сложности. Но в МАИ было демократично — зачем или незачёт, но нужно было писать сочинение. Тем дали порядком, но для этого надо было книжки читать, а мы же компьютерщики-лицеисты, книг читали мало, почти нисколько. Взяли свободную тему с Ромой — станицы истории российский авиации. Что-то насочиняли, зачёт получили. В итоге все трое поступили, но мы с Серым забрали документы и ушли в МИЭТ. Рома получил красный диплом и второе образование в МАИ. Однако, посети мы такой музей 25 лет назад, какое бы мы сочинение написали. Не ерунду, что в телике видели.
Получается, что толком город мы и не видели. Но музей настолько крут, что ради него одного стоит ехать в Ульяновск.