Путешествия

Россия 2022. Часть шестая. Ульяновск

Ульяновск имеет население двух идеальных городов — около 600 тысяч человек. Родина Ленина основана в 1648 году, как Синбирск, с 1780 имя трансформировали в Симбирск, а после смерти вождя родину назвали в его честь. После развлечения в Казани приехали затемно. Вечером прогулялись, а утром поехали смотреть очень крутой крутой музей авиатехники.
Вид из окошка на закрытый двор.

Гуляем, контрабас по пути.

Заезжали в город вообще под дождём.

Роскошное здание ЦБ РФ.

Коммунистическая партия «Коммунисты России». Руководитель местной ячейки между Марксом, Стариным, Лениным и Энегельсом. Это редкий регион, партия прошла 5% барьер в местный парламент и получила 1 мандат из 36.

Пришли, кушать же хочется.

Чебурек большой Макс заказал.

Вот по такой красоте идём домой. Кстати, Ульяновск живёт +1 час к Москве. Так что фото очень позднее, почти 23 часа по местному.

Однако бодры и веселы.

На утро приехали Ленинский мемориал посмотреть.

А он закрыт!

Ремонт и так далее.

Фигачат прям.

Трамвайчик.

Придётся ехать ещё раз.

Обещали к концу 2022 закончить.

Ещё раз Ильич.

Тут же на площади памятник основателю города — Богдану Хитрово.

Ну ладно, посмотрим хотя бы на Волгу.

Волга тут имеет ширину в 3 километра.

«Ленин» кустиками написано.

Отдохнули глазами.

Ленина площадь.

В общем, расстроили нас.

Дом Советов, даже герб РСФСР сохранён. Сейчас тут Заксобрание области.

Поехали самолёты смотреть. Памятник тридцатилетию Великой Победы.

Спасо-Вознесенский Кафедральный Собор по пути.

Макет самолёта у касс.

На территории!

Энтузиазма пока не так много, просто не знают, куда прибыли.

Снова кроме нас и людей-то особо нет.

И прям сразу выглядит всё круто.

В АН-14 в кабину залезть можно через хвост.

Маршрутка.

Это уже интересно.

Всё аналоговое.

Женька умеет.

Всё настоящее.

Экипаж такого малыша состоит из одного пилота.

Фотографируем его.

Дворнички есть даже.

Предполагалось, что АН-14 заменит АН-2, но не вышло, собрали немногим более 300 штук, эксплуатировали с 1958 по 2002 год при том.

«Пчёлка», вот такое прозвище. Первый полёт АН-14 совершил в 1958 году.

У-2 стоит под навесом. Он же фанерный, весит 725 кило.

Легенда из 1927 года, собрано более 32000 самолётов.

Просто лента в качестве ограждения.

АК-1 собран преимущественно из дерева, ему тоже положено стоять под навесом. Незамысловатый самолётик имеет пустой вес в тонну, крейсерскую скорость в 112 км/ч, первый полёт совершил в 1924 году, серийно не строился.

Мечта.

Вид на двигатель в разрезе.

Тут под самолётами очень зелёная стриженная трава.

М-15 «Бельфегор» — единственный в мире турбореактивный сельскохозяйственный биплан.

Сбоку он вообще смешной.

Женька под крыло проходит.

Л-410 — чехословацкий самолёт, там разработан и там же собран.

Первый полёт в 1969 году.

Интересно, что в 2018 году начали выпускать Л-410 в РФ на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге.

Топаем к вертолетам.

МИ-1 совершил первый полёт через три года после окончания Великой Отечественной.

В 1950 начали эксплуатировать, в 1983 закончили.

Заглядываем.

МИ-8 — легенда, самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире, является самым массовым вертолётом в истории авиации.

Первый полёт совершил в 1961 году, эксплуатация с 1965 года, и завершать её пока не планируют. Собрали более 8000 штук.

МИ-4 начали эксплуатировать в 1953 году.

Был первым военно-транспортным вертолётом Вооружённых сил СССР.

Травкой немного зарос.

Ми-2, как и более крупный МИ-8 с 1965 года пока эксплуатируется, разве что производить его всё же перестали в 1998 году.

Этот борт летал почти 20 лет.

Переходим к самолётам. Первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт 1-го класса межконтинентальной дальности — ИЛ-62. Первый полёт совершил в 1963 году, эксплуатироваться начал в 1967, с 1966 по 2009 собрали 289 штук. Некоторые до сих пор летают.

Подумать только, конкретный экземпляр 1970 года выпуска. Пролетал 15 лет и с 1984 года стоит тут.

Самолётов много, стоят среди поля.

Краска слезает, благо алюминий не гниёт.

Летающая техника красивая, нам нравится.

И травка — хоть в футбол играй.

Женька и Ил-62.

МИ-6 — советский тяжёлый многоцелевой вертолёт. Первый полёт совершил всё в том же 1957 году.

Он даже выглядит тяжелым.

Но в своё время показал скорость полёта более 320 км/ч, что считалось невозможным для вертолёта. Выпущен борт СССР-21868 в 1964 году.

Ил-18 — турбовинтовой пассажирский самолёт, выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе «Знамя труда», расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве.

Ил-18 до появления ИЛ-62 был главным дальнемагистральным лайнером. К тому же неплохо продавался на мировом рынке, из собрали более 100 штук на экспорт.

Туполев ТБ-1 (он же АНТ-4) — первый в мире серийный двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик.

Так и не скажешь, а ведь спроектировали его за 9 месяцев, собрали первый в 1925 году из кольчугалюминия. Списали последний самолёт в 1947 году, тут стоит отреставрированная машина.

Подумать только, какова была сила мысли. Самолет спроектировали, собрали меньше чем за год, без всяких компьютеров и моделирования.

Ту-124 открыт!

Макс быстрее оказался.

У самолёта есть фишка — посадочный щиток под центропланом.

Прикоснулся к истории.

Салончики аскетичные, конечно.

Экипаж состоит из 5 человек.

Ту-124 — это уменьшенная версия Ту-104, самолёт для авиации малой протяженности.

Чертовски здорово сесть вот так в кабину и посмотреть на это всё. И не важно, что понимаешь не так и много.

Максим очень рад.

Всем место нашлось.

Сохранили бы это всё люди, не разбирали на сувениры.

Идем дальше.

Топим!

Вид с трапа Ту-124.

Ту-116 — пассажирская версия серийного бомбардировщика Ту-95М для межконтинентальных полётов представителей высшего руководства СССР. Таких было всего 2 экземпляра.

Летали они с 1958 по 1991 год. Конкретный экземпляр стоит тут с 1996 года.

Красота винтов.

Прям ваще.

ЯК-18Т производили на Смоленском авиационном заводе с 1973 по 1983 годы.

В 1993 году завод возобновил мелкосерийное производство для УВАУ ГА (Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации), собрали 15 штук. Это же не только четырёхместный пассажирский самолёт, но и отличный учебно-тренировочный аппарат.

А вот и Ту-104 — первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге. Первый полёт совершил почти 70 лет назад, в 1955 году.

Ту-114 — турбовентиляторный самолёт, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.Летали самолёты далеко, Москва — Хабаровск, или Москва — Нью-Йорк, например. В Куйбышеве было построено 32 штуки. Интересно, что у въезда в аэропорт Домодедово стоял такой на постаменте, а ещё один 114 стоял на территории Внуковского авиаремонтного завода. Оба были распилены летом 2006 года при реконструкции аэропортов.

То есть если Ту-116 — это просто переоборудованная версия военного бомбардировщика, тут же переработанный самолёт.

Ан-2 — легендарный «Кукурузник». Первый полёт совершил 31 августа 1947 года и летает до сих пор.

Многие аппараты летают более 40 лет, имеют налёт более 20 тысяч часов.

Собрали их по оценкам более 18 тысяч штук, а китайцы собирают до сих пор.

Аэро Л-29 «Дельфин» — чехословацкий учебно-тренировочный самолёт.

Первый серийный реактивный аппарат чехословакии. Самолёт стоял на вооружении кучи стран. Только в СССР обучали на нём в 21 учебном центре.

А вот ещё одна легенда. Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт 1-го класса.

Первый полёт Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, а летом 1969 преодолел звуковой барьер.

Эксплуатировался он мало, с 1975 по 1978 годы. Имел очень много ограничений, вплоть до ресурса по планеру в 500 часов, когда Ту-134 имел ресурс в 55000 часов.

Ил-28 — один из первых самолётов с реактивным двигателем в СССР.

Первый полёт совершил в 1948 году. Применялся широко: как разведчик, торпедоносец, самолёт РЭБ, фронтовой бомбардировщик и даже носитель тактического ядерного оружия. Был крайне надёжен и неприхотлив. За 7 лет производства собрали 6635 штук.

Надо иметь недюжинные мозги, что бы это всё проектировать.

Посчитайте колёса, как говорится.

Красиво, однако.

И даже под самолётом растёт травка.

М101Т — ближнемагистральный пассажирский самолёт, разрабатывался с 1989 ад по 2002 годы. Выпустили таких самолётов всего 26 штук, предполагали их для авиатакси и бизнес применения.

У Ту-134 стоит трап, но закрыто. Производили его в 1966—1989 годах, собрали 854 самолёта.

У Ту-154 тоже трап, и тоже проход закрыт. Это заслуженная модель, её выпускали с 1968 по 2013 годы. Собрано более 1000 штук, и некоторые экземпляры до сих пор в эксплуатации.

Последний советский пассажирский лайнер с поршневыми двигателями — ближнемагистральный ИЛ-14. Первый полёт совершил в 1950 году, последний в 2005.

Не такой выгоревший на солнце Ил-62М.

Задняя часть Ту-154, который летал с 1974 по 2001 год. В 2002 стал тут в музей.

Ил-62М имеет более экономичные и производительные двигатели, от того большую дальность и взлётный вес. Интересная статистика для любителей авиации. Конкретный экземпляр летал 19 лет и 9 месяцев, налетал 11607 часов, а это 49 часов в месяц, 5,4 рейса в неделю, 2,1 часа — средняя продолжительность рейса.

Як-42 разработали в качестве замены устаревшему Ту-134, производили с 1977 по 2003 год, некоторые самолёты до сих пор в эксплуатации. Салон на 120 пассажиров.

Як-40 — турбореактивный самолёт для местных авиалиний. Этот конкретный пролетал 36 лет, есть ещё эксплуатируемые самолёты, несмотря на то, что последний выпустили в 1981 году.

Военно-транспортный самолёт АН-26.

В настоящее время эксплуатируется пассажирская версия АН-26-100, хотя с производства сняли его в 1986 году.

Среднемагистральный ИЛ-86. Собрали их всего 106 штук. Эксплуатировали его с 1980 по 2011 годы.

Мы, кажется, с Олей даже успели полетать на таком. Там была жестокая автоматика, которая стравливала давление в салоне, уж до рези в бровях у меня было. Но летел он здорово, большой же

Завершаем осмотр. Фото с Ту-144.

Крутой аппарат.

Символ былого величия.

МиГ-25 первый полёт совершил в 1964 году, эксплуатироваться начал в 1970 году.

У нас из списали, но вот в странах на букву «А» они в строю: в Армении, Азербайджане и Алжире.

Ил-28 ещё разок.

Конкретно этот АН-2 летал почти 30 лет, с 1967 по 1996 год.

Очень здорово всё.

Место, в которое стоит вернуться.

И даже не переживаешь, что не посмотрел город-то сам.

Исторические вехи гражданской авиации СССР. Тут мне сразу вспомнилась история. Когда-то мы с Серёгой и Ромой втроём поступали в МАИ. Если с физикой и математикой проблем не было, то русский язык мог в теории вызвать сложности. Но в МАИ было демократично — зачем или незачёт, но нужно было писать сочинение. Тем дали порядком, но для этого надо было книжки читать, а мы же компьютерщики-лицеисты, книг читали мало, почти нисколько. Взяли свободную тему с Ромой — станицы истории российский авиации. Что-то насочиняли, зачёт получили. В итоге все трое поступили, но мы с Серым забрали документы и ушли в МИЭТ. Рома получил красный диплом и второе образование в МАИ. Однако, посети мы такой музей 25 лет назад, какое бы мы сочинение написали. Не ерунду, что в телике видели.

Получается, что толком город мы и не видели. Но музей настолько крут, что ради него одного стоит ехать в Ульяновск.